Правило третей в фотографии

Фотография — застывшее мгновение. Чтобы это мгновение передать зрителю правильно и доходчиво необходимо знать некоторые правила композиционного построения кадра. Главные из этих правил это правило  третей, правило золотого сечения и правило диагоналей.

Правило третей. (Правило двух третей)

Каким бы не был вид, представший глазам фотографа, правильно отобразить его на снимке  не всегда удаётся. Бывает, смотришь на закат в горах, или на линию морского прибоя и дух захватывает – какая красота, а сделаешь кадр и всё, кажется не то.

Чтобы снимки получались красивыми и удобными для восприятия, начинающим фотографам  нужно применять основное правило фотографирования  — правило третей или, как оно правильно называется, правило дух третей. Для  этого мысленно разделите площадь кадра  горизонтальными и вертикальными линиями на 9 равных частей. Совместите основные композиционные линии перспективы с этими линиями, а основные объекты расположите в точках пересечения этих линий. Если вам это удастся в полной мере, то снимок будет обречён на зрительский успех.

2161646_anuta

Для примера рассмотрим снимок «Анютка». Девочка сидит на парапете и смотрит прямо в объектив. Не правда ли,  взгляд её очень выразительный, а перспектива за её спиной очень глубокая. Всё это благодаря тому, что глаза девочки находятся в точке пересечения вертикальной и горизонтальной линий, а линия морского берега совпадает с нижней горизонталью.

Нельзя сказать, чтобы этот снимок в точности  удовлетворял требования правил третей. Но всё же основные детали, хоть приближённо, но соответствуют им. Попробуйте обрезать снимок  по вертикали и горизонтали, и он тут же, потеряет свою привлекательность.

Видео: Композиция, правило третей и перспектива

Правило золотого сечения  (Правило Фибоначчи)

Основой этого, более сложного правила, является закон известного итальянского учёного математика.  Для применения  в фотографии правила золотого сечения, кадр  так же делится  горизонтальными и вертикальными линиями на 9 частей. Но соотношение расстояний  между ними, соответствуют определённому числу.

Так же, как и в правиле третей, основные композиционные линии перспективы, должны совпадать с вертикалями и горизонталями золотого сечения, а  объекты фотографирования, которые хочется выделить, должны совпадать с 4 основными точками пересечений этих линий. Мысленно разделить кадр на эти линии будет гораздо сложнее, поэтому в функции современных объективов  эта разметка входит автоматически.

Правило диагоналей

Очень интересное правило, которое подскажет начинающему фотографу, как добиться динамичности своих фотографий.  Если вы желаете изобразить на снимке движение, расположите объект съёмки под углом в 45 градусов, и воспользуйтесь для этого «падающей» диагональю, которая идёт от верхнего правого угла до нижнего левого угла кадра.

Теннисный мяч, летящий по этой линии, будто получает дополнительное ускорение. А в противоположном направлении словно зависает в воздухе. Конечно, сам по себе, мяч не делает снимок динамичным. Ускорение ему придаёт теннисная ракетка, расположенная на снимке в верхнем правом углу  и плоскость теннисного стола, вытянутая по диагонали из правого верхнего угла в нижний левый.

Что не так с фотографиями, сделанными по правилу третей?

Правило третей, которое для изучения начинающими фотографами, являются обязательными, иногда повергаются критике более умелыми и опытными их коллегами.  Многие говорят, что эти строгие правила «зашоривают» восприятие. Ведь, творчество, а именно им и является фотографирование, нельзя разложить по полочкам. Талант, если он имеется, способен делать не только исключение из правил, но и диктовать свои собственные правила. А если нет таланта, то никакие правила не помогут.

Советы для начинающих фотографов

  • Вам никогда не приходилось рассматривать фотографии знаменитостей  дешёвой бульварной прессы?

    Фигуры известных красоток, которые априори должны выглядеть безупречно, очень часто бывают испорчены непрофессиональными папарацци. Снятые сверху вниз, длинноногие  в реальности,  на снимках они выглядят коротконогими карлицами.

  • Если в Ваши планы не входит намеренная диспропорция объекта, снимать его надо с правильного ракурса.

    В этом случае нужно чуть присесть, и навести объектив слегка снизу вверх, выгодно выхватив приемлемую пропорцию. Так же, чуть присев нужно снимать и детей, чтобы они не выгладили «головастиками»

  • Вы никогда не задумывались, почему на документальных фото всегда один и тот же светлый фон?

    Правильно! Потому, что документальное фото несёт строго определённую информацию об объекте. Пёстрый и навязчивый фон здесь не просто не уместен, но и запрещён правилами документальной фотографии. Это правило, в большей или меньшей степени, справедливо и для любых других стилей. Фон,  должен выгодно и ненавязчиво выделять  объект, т.е. именно то, что планирует снять фотограф.

  • Если фон неизбежен, постарайтесь его превратить в изящное дополнение к основному объекту.

    Пусть это будет, своего рода виньетка оттеняющая изображение. Сильно злоупотреблять этим не следует. Если вы снимаете отдалённо  стоящий замок, то дерево или куст на первом плане не должно доминировать на снимке. Достаточно если ветви изображаются в двух диагональных углах кадра, или подпирают  объект, с двух смежных его сторон.

  • При съёмке движущихся объектов оставляйте в кадре место для их «разбега».

    Если бегущий человек движется слева направо, поместите его на границе первой (левой) и второй (центральной) третей кадра, так, чтобы он не выглядел натыкающимся на край снимка.

  • Правильно используйте световой поток при съёмке.

    Нужно, чтобы свет падал на объект фронтально или, для достижения специального эффекта, чуть наискось от центральной оси съёмки. Если солнце или другой источник света, находится позади снимаемого объекта, то он неизбежно окажется в тени.

  • Cледует избегать ярких светящихся или пёстрых пятен вокруг объекта, если, конечно, они не являются приоритетными в кадре.

    (Например:  лазерное шоу или выступление огненных жонглеров)

  • Попробуйте при съемке использовать правило третей так, чтобы композиционно, верхняя часть снимка не довлела над нижней.

    Например, если вы снимаете лесные ландыши, стволы деревьев над ними не должны быть очень длинными. В этом случае стоит поменять ракурс кадра, и вынесли цветочную поляну в более широкую горизонталь. Или обрезать снимок по горизонтали внизу, что тоже иногда помогает сбалансировать кадр.

  • Если вы снимаете небольшой букет цветов или яблоки в вазе, позаботьтесь, о том, чтобы их в букете или вазе было нечётное количество и разложены они были асимметрично.

    Симметричные и чётные объекты выглядят ненатурально и скучно.

  • При съёмке объёмных объектов, постарайтесь выхватить кадром, как минимум две его плоскостные стороны.

    А ещё лучше три, чтобы, например дом, не выглядел на снимке, как примитивный квадрат  с треугольником-крышей, нарисованный детской рукой.

При использование вышеописанных правил, постарайтесь, чтобы не композиционное построение, в именно объект съёмки стал для вас главным. Потому, что именно он несёт смысловую нагрузку в идейном замысле автора.